-Товарищи! Товарищи!.. - Распорядитель в лётной форме пытался обратить на себя внимание людей с кинокамерами, снующих по взлётно-посадочной полосе аэродрома Шереметьево. - Пожалуйста, отойдите от лётчика. Видите, идёт гроза. Резкий порыв ветра, и самолёт перевернётся. О каком рекорде тогда может идти речь!..
Наконец призыв возымел действие, взяв пилота в плотное кольцо, журналисты повели его в здание аэропорта. Похожий на лёгкую стрекозу белоснежный самолёт тоже отправился в ангар. И, словно дождавшись этого момента, сверкнула молния, прогромыхал гром, запрыгали по асфальту тёплые капли дождя.Внимание, оказанное прессой и самолёту, и лётчику, было отнюдь не случайным. Кругосветный перелёт, который задумал осуществить американский пилот Тони Алиенджен - четвёртый серьёзный авиастарт в его жизни. Но и лет-то ему всего одиннадцать! Он получил пилотское удостоверение в девять лет. И уже успел пересечь США с запада на восток и обратно на одномоторном самолёте. В возрасте Тони, вы сами знаете, нет ничего недостижимого. Так что вскоре мальчик решил продолжить счёт рекордам и...облететь весь мир за один полёт. Но пыл рекордсмена несколько охладил отец. "Рекорд ради рекорда - пустая затея, - сказал Гарри Алиенджен. - Вот если у тебя родится какая-нибудь полезная идея, можешь рассчитывать на меня!"
И Тони придумал: надо соединить письмами-ниточками детской дружбы две наших страны!
Папе идея понравилась. Он вылетел в Москву на переговоры. Советские власти поддержали "Перелёт дружбы".
Через американские газеты Тони и Гарри обратились ко всем, кто ещё захотел бы участвовать в перелёте. Откликнулся хирург из Сан-Франциско Лэндс Аллен. Появился второй самолёт - с журналистами...
5 июня 1989 года самолёт "Сессна-210" стартовал из Калифорнии. (Вам ни о чём не напоминает марка самолёта Тони? Нет сомнения, Маттиас Руст имеет все основания чёрной завистью завидовать этому мальчику!) В самолёте шесть мест, и все заняты: Тони, папа, мама Сьюзен и очень шаловливая маленькая сестрёнка Алейна. Пятый в экипаже - представитель Федерального авиационного управления США, призванный следить за "чистотой" рекорда: в течение всего перелёта Тони должен вести самолёт сам. Если папа хоть на мгновение возьмёт штурвал - весь рекорд насмарку. Кроме того, в самолёте летел пассажиром московский школьник, сверстник Тони, Роман Черемных. Вы спросите, как попал Рома на самолёт? Не поверите, до чего просто! Узнав из газет о намерении Тони облететь весь мир во имя дружбы и мира, мальчик написал ему письмо, в котором откровенно поделился мечтой - полететь вместе...
Перелёт над Америкой был хлопотным. Алейна и Сьюзен собирали подписи под письмом американских ребят советскому президенту М. С. Горбачёву - 250 тысяч мальчиков и девочек, соотечественников юного пилота, поставили свои подписи под этим текстом. Многие американские ребята передавали письма для советских детей. 75 тысяч конвертов прибыло потом спецгрузом в Шереметьево - маленький самолёт Тони просто не смог бы поднять в воздух такую тяжесть!
Из Америки - в Канаду. Оттуда через океан в Европу: Исландия, Швеция, Финляндия. И вот, 23 июня "Сессна-210" пересекла границу СССР и приземлилась в Ленинграде. Потом маршрут пролегает через Москву, Куйбышев, Тюмень, Омск, Кемерово, Братск, Мирный, Якутск, Охотск, Магадан, Анадырь, Бухту Провидения. Далее - через узкую полоску Берингова пролива - в родную Америку, на Аляску. И - домой в Лос-Анджелес. Сразу по прибытии Тони отправит привезённые им письма советских ребят президенту США Д. Бушу.
-Было ли трудно в полёте - спросили мы Тони перед расставанием.
-Ничуть! - ответил он. - Я же спортсмен! Занимаюсь регби, бейсболом, виндсерфингом. И потом, я же опытный пилот, с четырёх лет летаю!..
Это было уже слишком, и мы обратились за разъяснениями к папе.
-Тони говорит правду, - улыбнулся Гарри. - В нашей семье три поколения мужчин - лётчики. Так что держать штурвал для нас так же естественно, как ложку...
-Но с какого возраста официально разрешается в вашей стране держать этот самый штурвал?
-С шестнадцати. Вижу ваше удивление...Видите ли, за всё, что произойдёт с Тони, с самолётом и пассажирами, несу полную юридическую ответственность я, и только я. Согласен, не каждый отец на такое решится. Я решился потому, что хорошо знаю своего сына и верю: он не подведёт. А случись непредвиденное - так ведь я всё время начеку!
Когда Тони спросили, кем он собирается быть, когда станет взрослым, на задавшего этот вопрос журналиста все посмотрели с удивлением: что за глупый вопрос, когда всё ясно? Но Тони ответил:
-Хирургом!..
-Летать - это, конечно, очень хорошо, это всегда останется моим хобби, - пояснил он. - Но недавно я видел фильм о людях, у которых больное сердце. Это ужасно. Так хочется им помочь!..
Что ж, нет сомнения, что из Тони вполне может выйти отличный врач. Чуткий, внимательный, серьёзный, дотошный, с твёрдой рукой, небезразличный к чужой беде. И, что ещё совсем немаловажно, - он никогда не опоздает к больному. Даже если тот ждёт помощи на другом конце Земли!
Когда верстался номер...
...Газеты напугали нас сообщением о том, что во время авиапрогулки над Аляской чуть было не случилось непоправимое: в результате неудачной посадки в сложных метеоусловиях "Сессна-210" опрокинулась и загорелась...
Но, слава богу, всё обошлось благополучно: наши герои живы, целы-невредимы! Более того, даже рекорд, несмотря ни на что, состоялся. Через три дня Тони и его команду (уже, правда, на новом, взятом напрокат, самолёте) встречали в аэропорту Лос-Анджелеса.
На вопрос, какая из виденных им стран запомнилась больше всего, Тони ответил:
"Россия. И конечно, Москва!"
Р. СЕРГАЗИЕВА
М. САЛОП
Журнал "Юный Техник"
Спасибо другу windkitten за предоставленные сканы.
Robert Cetti Jr. FEBRUARY 1990/ORANGE COAST MAGAZINE
P.S. От себя я могу добавить лишь несколько слов: просто все мы были последними романтиками восьмидесятых. И не могли иначе...