вторник, 9 февраля 2021 г.

The Extraordinary Adventures of Karik and Valya 1987

 

Фильм, который поймут только дети восьмидесятых, те, кто помнит, как это – выходишь летом в пустой, залитый солнцем колодец двора, запах раскалённого асфальта, кругом никого, все разъехались, кто в пионерский лагерь, кто по бабушкам, в деревню, и пройдя через весь двор, обследовав потайные места и закоулки, никого не встретив, отправляешься за дом, на зелёный пустырь, в поисках открытий и приключений, при этом чувствуя себя абсолютно защищённым, зная, что ничего плохого с тобой не может случится…

Юмор, который поймут только советские люди:

-Ты что, химией интересуешься?

-Интересуюсь.

-А насекомыми интересуешься?

-И насекомыми.

-Какими?

-Пауками, тараканами…

-Тараканами? Сейчас тараканами многие интересуются, н-да…

 

-Чем обязан столь громким визитом?

-Простите, Вы Иван Гермогенович? Я Ваш новый инспектор участковый, Французов. Вот, моя визитка, телефон домашний, рабочий. Звоните, если что случится.

-А что может случится?

-Всегда может что-нибудь случится, или уже случилось. А мы всегда начеку, чтобы не быть в стороне…

-О, да…

-Честь имею!

-Всего доброго…

На экране – интеллигентная московская семья. Ну, или тот стереотип, который культивировали в кино восьмидесятых годов. Папа, который выходит к обеду в костюме и в галстуке, утончённая, пугливая блондинка мама, охающая и ахающая по любому поводу, гиперактивная бабушка, занимающаяся йогой, и принимающая самое активное участие во всех семейных делах.

-Карик, мне сообщили, что опять сегодня ты где-то пропадал пол дня…

А сестрёнка тут же поддакивает папе, сдавая братца:

-Вот именно!..

-Что ты опять ушёл со двора!..

-Скукота во дворе-то! Все разъехались, а в парк вы меня не пускаете!..

Озабоченная мамочка вторит папе:

-Да! Да-да-да!.. Там такой страшный пруд, что одним ни-ни!..

-Вот пожалуйста! Давно в разгаре лето, а ты сиди в этом пыльном дворе!..

Интеллигентный папа:

-Ну, хорошо! Я вам обещаю, что в ближайшее воскресение мы обязательно с вами посетим очаг культуры и отдыха! Я считаю, что общение с природой совершенно необходимо для гармоничного развития личности!

(Интересно, у кого-нибудь в реальности отцы действительно разговаривали с детьми в такой манере?)

-А на лодке кататься будем?..

-Ну разумеется!..

-Но я не пойду, если он будет убивать жуков и бабочек! Он сегодня хотел оторвать крылья бабочке! – недовольно говорит Валя.

-Я бабочку хотел превратить обратно в гусеницу!

Бабушка:

-Я не понимаю, где он их находит, в наше-то время? Вот когда я была маленькая, то бабочек было гораздо больше. Они так порхали над лугами… И лугов-то было больше, когда я была маленькая…

Мама:

-Ну вот, вот! А теперь многие бабочки занесены в красную книгу!

Папа:

-Я полагаю, Карик, что ты не прав, преследуя насекомых!

-Они же вредные!..

Мама:

-Но не все же! Не все же вредные, но и вредные на что-нибудь нужны! Папа, я права?.. Ну скажи?..

Папа, поглощая зелёный лист салата и передвигая шахматную фигурку на стоящей на обеденном столе портативной шахматной доске:

-Ты знаешь, я подумаю над этим!..

Во время семейной идиллии, когда Валя качается на качелях, а бабушка вяжет макраме:

-А у тебя усы настоящие? – спрашивает Карик у отца.

-Конечно! Мужчине не возбраняется носить усы, если это настоящий мужчина!

-А бабе Яге не запрещается усы носить, пап? – спрашивает Валя.

В этот момент камера фокусируется на теще, которая многозначительно снимает очки и внимательно слушает, что же ответит на вопрос девочки зять.

-Бабе Яге? Нет, конечно, но это в порядке исключения! – отвечает папа, едва сдерживая улыбку, встречаясь взглядом с тещей.

Когда участковый инспектор Французов посещает интеллигентную семейку:

-Так вот, дети требуют особого отношения, понимаете?

-Да…

В книге бабушка тоже весьма разговорчивая и назойливая особа, но в фильме чёрный юмор от бабули просто на уровне Тарантино:

-Когда я была маленькая, у нас один мальчик ножницы проглотил!

-Что, целиком? – спрашивает Валя.

-Конечно!..

-Какой ужас! Никогда не трогай ножницы! – восклицает озабоченная мама, заключив сына в объятия.

Когда инспектор Французов, заинтересовавшись бабулей, приближается к ней, та уточняет, потупив глаза:

-Правда, они были маникюрными…

-А когда Вы были маленькой, одна Ваша знакомая девочка не любила сочинять невероятные истории?..

-Любила…

 

В то время, как Карик и Валя обследуют квартиру профессора Енотова, интеллигентный папа восклицает, глядя на часы:

-Должен донести до вашего сведения, что это полное безобразие! Дети совершенно распустились! Что? Будут другие мнения?

Мама:

-Я думаю, я думаю они пошли на пруд, без спроса!

-Без спроса… Но я же обещал пойти с ними на пруд в воскресение! Я тоже хочу на природу! Я тоже хочу с ней слиться!

И снова бабуля жжёт:

-Точно! Они пошли на пруд, стали купаться и утонули!

-Мама, что ты такое говоришь?.. Нет, как ты можешь такое говорить?..

-Это моё предположение. Когда маленькие дети идут на пруд, то ничего удивительного нет в том, что они могут утонуть. Когда я была маленькая…

И тут папа уже не выдерживает:

-Ну хватит! Я научил их плавать! Я научил!.. – и папа грохает кулаком по столу…

-Послушайте, если Вы ещё раз вспомните, как Вы были маленькой, то я тоже вспомню, кое-что!..

Когда мама предлагает сначала выйти и поискать детей во дворе, теща с готовность предлагает:

-Это сделаю я!..

-Почему Вы?..

-Во-первых, у меня больше такта, а во-вторых, я стойко умею сносить удары судьбы!..

И теща гордо удаляется, оставив озабоченную мамочку Карика и Вали на грани обморока…

 

Когда бабушка ищет панамку, чтобы дать понюхать её собаке Фридриху, с помощью которой они надеются напасть на след пропавших детей:

-Это же чистое бельё, мама!

-Естественно, чистое, неужели я дам нюхать породистой собаке грязные вещи!

-Но нужна именно грязная вещь, понимаете, только тогда собака возьмёт след!

-Фридрих породистая собака, она и так найдёт!

-По чистой панамке Ваша чистопородная собака приведёт Вас только в прачечную!

-Вот, дайте тапочки понюхать! – наконец-то сообразила мама.

-Умница! В кого только… - подтрунивает папа над тещей.

-Тапочки – лучший след! Вот что, пойду я!

-Я с тобой! – суетится мама.

-Не нужно!

-А если что-нибудь случится?

-Ну, если что… Знай, что я любил тебя… И береги маму… - снова прикалывается папа над тещей.

 

Компания городских пижонов в кожаных куртках, под песню:

Вот я что-то вспомнил, снова загрустил,

В этом океане, так ли я проплыл…

(Интересно, что за группа пела?)

-Господа, какой прекрасный вид! Ну что, украсим его своим присутствием?

-По-моему, ничего! Тебе как?

-Нормально!..

И сержант Травушкин, у которого при себе даже нет табельного оружия, только портативная радиостанция на плече, быстро и профессионально разруливает ситуацию:

-Товарищи, попрошу пройти за ограждение!

-А что такое?

-Здесь находиться нельзя!

-Это зона отдыха, или заповедник?

-Это место временно охраняется государством!

-Что вы говорите?!..

-Попрошу вас, товарищи!..

-Ну ладно, пойдём, поищем что-нибудь менее историческое!.. – ретируются пижоны.

 

Раз в СССР в 1987 году на «Ленфильме» не было достаточных технических средств, чтобы снять полноценную научную фантастику, получился наполовину детский детективчик, наполовину комедия, где по сравнению с книгой значительно расширили роль фотографа Шмидта, показали интеллигентную семью, добавили гиперактивную бабушку, этакую нашу мисс Марпл.

В книге профессор Енотов устанавливает красный флаг на шесте, чтобы заметить место, где он оставил ящик с увеличительным порошком, в фильме же ограничились обыкновенным белым в клеточку, носовым платком на палке.

В принципе, фильм и сейчас интересно посмотреть, вспомнить восьмидесятые. И даже примитивные спецэффекты вызывают ностальгию по тем временам, когда мы ходили в кинотеатры, и смотрели «Миллион лет до нашей эры».

Самые прикольные моменты из книги:

Фотограф растерянно повертел находку в руках:

-Кажется, детская обувь, так сказать…

-Гм… Странно, - сказал профессор, разглядывая сандалию, - очень странно!

Пока они вертели в руках находку, Джек вытащил из-за дивана ещё три сандалии: одну такую же и две поменьше.

Ничего не понимая, профессор и толстяк смотрели то друг на друга, то на сандалии. Шмидт постучал согнутым пальцем по твёрдой подошве одной сандалии и неизвестно для чего сказал:

-Крепкие! Хорошие сандалии!

А Джек между тем вытащил из-за дивана синие трусики, потом ещё трусики и, прижав их лапой к полу, негромко тявкнул.

-Это ещё что такое? – совсем уже растерялся профессор.

Он нагнулся и протянул к трусикам руку, но Джек, оскалив зубы, так зарычал, что профессор поспешно отдёрнул руку.

-Какой у него, однако, неприятный характер! – смущённо сказал профессор.

-Да, он у меня не очень вежливый! – согласился фотограф.

Он взял трусики, встряхнул их и, аккуратно сложив, передал профессору:

-Прошу!

Профессор покосился на Джека.

-Нет, нет, не надо, - сказал он, - я и так всё вижу… Ну да… Ну да… Вот и метки!.. «В» и «К» - Валя и Карик! – И потрогал пальцем белые буквы, вышитые на поясах трусиков.

Толстяк вытер ладонью потное лицо.

-Ванна в квартире есть? – деловито спросил он.

-Нет, - сказал профессор, - ванны нет! Но если вам нужно вымыть руки, то…

-Да нет, - запыхтел толстяк, - вымыться я и дома могу. Я думал, что они разделись и купаются в ванне. Понятно?

-Да, конечно, - кивнул головой профессор. – Впрочем, не совсем понятно.

-Видите ли, - важно сказал фотограф, - если ребята сбросили трусики, значит, они решили искупаться. Что ещё они могут делать без трусов и без сандалий? Ничего не понимаю! – развёл руками Шмидт…

Стрекоза лежала на подоконнике между Кариком и Валей, беспомощно перебирая крошечными лапками.

Карик протянул руку к стрекозе, и вдруг ему показалось, что он теряет трусики; он торопливо нагнулся, но не успел их подхватить, - трусики скользнули вниз, а вслед за ними упали с ног и сандалии.

Карик хотел спрыгнуть с подоконника на диван, стоявший у окна, но диван вдруг быстро помчался вниз, точно лифт с верхнего этажа…

Карик сорвал широкий лист подорожника, ловко свернул его фунтиком и бережно посадил на дно этого фунтика великого учёного – Ивана Гермогеновича Енотова.

-Ну а теперь бежим домой, - сказал он Вале. – Только смотри не потеряй драгоценную экофору.

-Постой… Как же мы пойдём по городу голыми?

-Подумаешь! – презрительно фыркнул Карик.

-Нет-нет! – сказала Валя. – Это нехорошо.

-Что значит нехорошо? – удивился Карик.

-Да у меня все кости торчат наружу. Смотри, какая я худая. Надо мной смеяться будут.

-Ничего, добежим.

-Нет-нет, - замотала головой Валя. – Надо одеться.

Валя подняла с земли скомканную рубашку профессора и накинула её на себя…

Вот такую видеокассету с фильмом «Необыкновенные приключения Карика и Вали» мне посчастливилось купить в те времена, когда DVD уже наступали со всех сторон:





Комментариев нет:

Отправить комментарий